АКВАРЕЛЬНЫЕ ИГРЫ Константина Куземы (приёмы и фокусы для начинающих акварелистов)
Самое лёгкое. Возьмите лист и на одну его половину нанесите несколько соприкасающихся пятен акварели разного цвета. Согните лист пополам, и с усилием прогладьте поверхность рукою. Когда вы раскроете лист, то увидите там леса, горы, водопады и т.д. Разрежьте лист пополам и дорисуйте на обеих половинках стайку птичек- галочек или избушку на курьих ножках. Без особого труда вы получите два милейших пейзажика.
Можно взять тонкий сорт бумаги, хорошенько его помять руками, затем расправить и замочить. Потом изобразить акварелью цветы или пейзаж. Знакомые будут в восторге. Называется это «жатый лист». Частный приём, на котором не стоит полностью базировать своё творчество, тем более в начале пути.
Ольга Шаюнова. "В Гефсиманском саду"
Пример элегантного частичного использования приёма "жатый лист"
Пример элегантного частичного использования приёма "жатый лист"
Эксперименты необходимы для движения. Чем больше вы будете знать и понимать свойства различных бумаг, тем легче вам будет прогнозировать ход работы, что, в конечном итоге, определит ваше мастерство акварелиста.
Полусинтетическая и синтетическая бумага сохраняют яркость красок гораздо сильнее, и акварель можно просто «зажарить» по цвету.
Положим, вы хотите писать пейзаж с водной гладью, скалами, травой, деревьями и т.п.… Крупнофактурный (достаточно тяжёлый) лист, исходя из представлений о фактуре изображаемых предметов, обработайте в разных местах разными материалами (до замачивания). Например, бумагой и наждачной бумагой, а где-то фактурный слой можно вообще срезать бритвой. Всё это требует сноровки, особенно бритва. Можно изменять фактуру бумаги и после нанесения красочного слоя.
Если фактурный лист в нужных местах натереть парафином (до замачивания), можно получить звёздное небо, падающий снег, блики на воде или стволы берёз в зелёном лесу. Этот трюк не заменит «кистевого» исполнения «белых пятнышек», но на первых порах сохранит интерес к акварели, когда оставление «белого» кажется кошмаром. К тому же, парафин не удаляется с листа со всеми возможными последствиями.
Характер фактуры листа определяет форму мазка кисти, и степень прозрачности. На одном, к примеру, лучше получается пушистость кошек, а на другом – строгость архитектурной линии.
Подробнее об акварельной БУМАГЕ:
На фотографии представлены (с лева на право):
BOCKINGFORD , FONTENAY , ARCHES Grain Torchon , SAUNDERS WATERFORD
и два тонированных BOCKINGFORD (есть еще охристый вариант).
Все по 300 г/м²
Довольно распространена сейчас LANA*** разных весовых категорий. Добрых слов, в её адрес, у меня не нашлось.BOCKINGFORD , FONTENAY , ARCHES Grain Torchon , SAUNDERS WATERFORD
и два тонированных BOCKINGFORD (есть еще охристый вариант).
Все по 300 г/м²
Если Вы взяли "жатую", обладающая необычной и очень крупной фактурой бумагу, то на таком листе карандашиком не порисуешь. Замечательно она подходит к зимним романтическим пейзажам, а падающий снег на ней получался с необычайной лёгкостью.
Цвет плотная бумага конечно «подсаживает» не мерянно, однако всё искупается красотой и объёмностью нанесённого мазка. Это здорово помогало делать очаровательную халтуру. Но "пустоту" и за фактуру не спрячешь. Особенно это заметно на листах от 640 г/м² и выше.
Британская бумага BOCKINGFORD и SAUNDERS WATERFORD
(300 г/м²), не так красива как французские сорта ARCHES и FONTENAY. Она не является бумагой ручной выделки, а потому существенно дешевле. Тем не менее, эта бумага очень послушна и является отличной «рабочей лошадкой». Позволяет приёмы письма которые не проходят на вышеупомянутых марках. Хорошо держит цвет, терпит синтетику, но имеет склонность к быстрому подсыханию краёв.
.
К особенностям белой SAUNDERS WATERFORD можно отнести охристый оттенок поверхности(хотя на маркировке написано "white":), и неправильную геометрию формы листа. Последнее, лично мне, несколько мешает. При письме без предварительного рисунка на большом формате, глаз привычно равняет вертикали и горизонтали сообразно краям листа, и могут возникнуть неприятные расхождения. Лучше брать 300г/м2 повышенной белизны "high white".Бумагу можно привлечь к процессу создания акварели и в самом конце работы. Шутка состоит в том, что рисуете акварелью на стекле тюбиками с краской, где нужно, размазываете пальцем, добавляете воды и т.п. Потом сверху накладываете лист, прижимаете, и получаете отпечаток. Даже кисточка не нужна! Эдакая акварельная монотипия. Занятие весёлое и таящее в себе много возможностей. Я, как приверженец «кистевой» техники, отношусь к подобному неоднозначно.
Посыпание бумаги с непросохшим красочным слоем, солью различного помола может вам дать на листе падающий снег, дождь, цветы в траве, порхающих бабочек (грубый помол), фактуру коры дерева и т.д.
Занятные, можно даже сказать "изощрённые" фактуры даёт наложение мятой стрейч-плёнки на непросохший красочный слой.
Непросохший красочный слой так же можно моделировать тканью или бумажной салфеткой, добиваясь различных фактур, а торцом салфетки выполнять лепестки цветов. Опыты с мылом, горячим паром…Акварель позволяет многое, ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ! Но усвойте одно:
МАСТЕРСТВО, и настоящее ТВОРЧЕСТВО приносит КИСТЬ...
Дополнение:
...Акварелью можно писать на любой бумаге, лишь бы это соответствовало замыслу. Газетная и глянцевая бумаги не являются исключением.
Скляревский Евгений
Евгений Гиндпер. Из серии "Жизнь Газетная". "Жёлтая река"
Смысловое использование газетной бумаги.
Любовь Пакулина. "Осень. Озерки"
Работа выполнена на глянцевой бумаге.
Получение импрессионистических "деревенских" фактур.
Евгений Гиндпер. Из серии "Жизнь Газетная". "Жёлтая река"
Смысловое использование газетной бумаги.
Любовь Пакулина. "Осень. Озерки"
Работа выполнена на глянцевой бумаге.
Получение импрессионистических "деревенских" фактур.
И, напоследок, о курьёзах при утилизации неудачных рисунков.
Если не удалось это сделать удовлетворительно, можно перевернуть лист и писать на обратной стороне. В этом смысле, я написал достаточно достойных акварелей, на задниках которых прячутся «неудавшиеся омлеты»
Случаются и курьёзы. Дёрнуло меня сходу писать парусники в море. Не понравилось. Cмыл валиком. Вымылись только плотные слои, получились что - то вроде негатива. Показалось забавным, однако перевернул лист, и написал новую работу, которая меня удовлетворила несколько больше. Лист был продан, но… Клиент случайно заглянул на «задник» и купил именно его в качестве картины.
Бывает, что "филейная", ненужная часть картины обрезается художником при кадрировке.
Понятно, что на оборотах обрезков, оставшихся от подобной «хирургии», можно писать или использовать их как палитру-пробник к данному сорту бумаги. Обрезанные куски рекомендую внимательно рассмотреть. Бывает, изначальная полуабстракция мазков и заливок превращается, например, в пейзаж, для выявления которого достаточно добавить несколько конкретных деталей.
В моей практике был случай, когда простым делением листа по вертикали, я получил две неплохие акварели. На полном листе посередине была улица, которая разваливала картину на две части, а дома, по обеим её сторонам, получились отменными. Страсть к полноразмерному листу «а-прим» и «в край», как элементу акварельного мастерства, может привести к композиционной несостоятельности картины.
Однажды, я написал панораму города с низким горизонтом и большой «луной» в верхней части картины. «Панорамность» вошла в конфликт с пропорциями листа (56х76). Я разрезал лист пополам, по горизонтали. Получилась панорамная работа и лист вечернего неба с луной, на котором, поверх, также написал панораму города ("белое" выявлял с помощю выскребания). Обе бывшие «половинки» нашли разных хозяев.
Авторское паспарту.
Это, конечно, частный прием дизайнерского толка.
В данной статье использованы фотографии работ членов Общества акварелистов СПб.
(картинки кликабельны) [url]http://kuzema.my1.ru/publ/1-1-0-6[/url]
(картинки кликабельны) [url]http://kuzema.my1.ru/publ/1-1-0-6[/url]
Комментариев нет:
Отправить комментарий